Беседа перед таинством венчания
Беседа перед таинством венчания
ЧТО ЕСТЬ ХРИСТИАНСКИЙ БРАК?
Брак - есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и Христианскому воспитанию детей. Святитель Филарет, Митрополит Московский Нет лучшего руководства к семейной жизни, чем Священное Писание. Я очень советую почаще перечитывать, например, свв. Апостолов о семейной жизни, принимая их серьезно, как Слово Божие, живое во все времена. Приступая же к чтению, просите Господа, а также и автора каждой конкретной книги, о том, чтобы понять и приложить к своей жизни то, что прочтете. Особенно много полезного для руководства и вдохновения именно семейных христиан находится в Первом послании св. Апостола Петра и в посланиях апостола Павла к Коринфянам и к Ефесянам. "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно..." (Евр. 13, 4). Многие сейчас слишком легко относятся к отношениям между полами. Все виды извращений и похоти одобрены нормами современной этики. Или, например, находятся люди, пытающиеся проводить "христианское" отношение к браку, даже в самых интимных его проявлениях, и в то же время уничижать девство. Или есть христиане, которые, состоя в браке, отказывают своим партнерам в полноценных супружеских отношениях из-за иллюзорного призвания жить в чистоте, в то время как св. Апостол Павел говорит, что мужу и жене должно воздерживаться по взаимному "согласию, на время упражнения в посте и молитве" (1 Кор. 7, 5). Иногда эта последняя проблема - а она создает еще тьму действительных проблем вокруг себя - возникает от того, что кто-то один обращается ко Христу или начинает жаждать более усердной христианской жизни, уже состоя в браке. По учению св. Апостола Павла, брак не должен распадаться, если неверующий согласен жить с верующим. В таком случае супруг-христианин несет огромную ответственность перед Богом за свое поведение по отношению к другому супругу и к семье. Истинное обращение и духовный рост ведет семейного христианина к более самоотверженной любви в семейной жизни, к большему желанию облегчить жизнь тому, с кем он живет. (Такие исключительные примеры, как житие св. Алексия, Человека Божия, нельзя принимать за общее правило). К несчастью, обычная картина, когда новообращенный начинает проповедовать и прекращает показывать интерес к чему-либо "мирскому". Св. Апостол Петр говорит, что "без слова" (1 якоже и Христос Пет. 3, 1) поведение женыхристианки может привести неверующего мужа к Господу. Получая откровение от Бога, нам следует помнить Матерь Божию, "слагавшую глаголы сии в сердце Своем" (Лк. 2, 51). И, помня, как Она искала поддержки от сродницы Своей Елизаветы после чудесного события Благовещения, не беритесь управить себя самостоятельно, но поищите наставления у своего духовного отца. Желающим избрать семейную жизнь можно посоветовать просить у Бога, чтобы Он нашел мужа или жену, с которым(-ой) они смогли бы жить по-христиански и воспитать детей христианами. Из книги сестры Магдалины "Мысли о детях в Православной Церкви сегодня"
БОЖЕСТВЕННОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА Священное Писание о Таинстве бракаЦель божественного установления брака такова: умножение и сохранение рода человеческого, взаимное вспомошествование супругов в этой жизни и обуздание греховных похотей человека. Быт. 1, 27: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию, сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Быт. 1, 28: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею". 1 Кор. 7; 1, 2: " А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа". Еф. 5; 23, 24: "Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем". Еф 5; 31, 32: "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви".
"БУДЕТА ДВА В ПЛОТЬ ЕДИНУ"
Конечно, великое и ответственное дело для христианина и христианки - избрать себе друга или подругу на всю жизнь. О христианском браке Слово Божие говорит: "Будета два в плоть едину" - т.е. в нем двое составляют как бы один организм, одну общую жизнь. Жена-христианка прежде всего думает о муже, а потом уже о себе. И такой христианский супружеский союз Господь закрепил Своим Божественным словом: "Еже Бог сочета, человек да не разлучает..." И замечательно то, что в таком христианском браке, любовь мужа и жены имеет тот же бескорыстный, самоотверженный характер, каким вообще отличается истинно христианская любовь. Не напрасно ап. Павел супружеский союз сравнивает с союзом Христа и Церкви и говорит: "Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюбил Церковь, и Себя предал за ню (за нее). В христианском браке единение любящих личностей становится настолько всеобъемлющем и полным, взаимная преданность супругов настолько глубока и безусловна, что они во всем уподобляются друг другу, а иногда (к старости) даже и внешне становятся похожи друг на друга. И жизнь их проходит в полном согласии, в полной преданности заветам Христа Спасителя и Его Святой Церкви. Но как тяжело бывает в наши дни видеть опрометчивое, безрассудно-неосторожное и совершенно нехристианское отношение молодежи к этому серьезнейшему вопросу. Постоянно приходится наблюдать, как браки заключаются теперь не по серьезному, глубокому, проверенному чувству любви, а по "влюбленности" - чувству не серьезному, не глубокому. Часто содержанием такой влюбленности является, увы, в сущности, только животная похоть, только "волнение крови молодой" (а иногда и не молодой, да грязно- бурливой...). И вместе с этим, в таких "браках" в предбрачную пору постоянно наблюдается фальш и самоприкрашивание и тела, и души, лицемерное желание не быть, а казаться лучше и красивее. Но ведь жизнь можно сроить только на правде, на лжи она устоять не может. И отсюда столь частое разочарование супругов друг в друге и безобразная практика разводов. Да и кто же не знает, что в наши дни эти "влюбленности" постоянно разрешаются в "гражданские браки", т.е. незаконные связи. Систематические нарушения 7-й заповеди, за которые Церковь отлучает от принятия св. Таин. А оканчивается все это сплошь и рядом трагически - не только ссорами, но и преступлениями: убийством или самоубийством. Христианский брак - есть живая жизнь двух в единении, И с годами супружеская любовь в нем только усиливается, становится глубже, одухотвореннее. Конечно, и в христианстве эту супружескую любовь, как известное слагаемое, входит любовь страстная, связанная со свойственной каждому человеку естественной половой склонностью и чисто телесным влечением его к другому полу. Но в истинно христианском браке такая любовь страсти в привязанность супругов входит, как мы сказали, только как слагаемое; и иногда не имеет такого значения и силы, как в нехристианских союзах. А в житиях святых мы видим ряд примеров, как супруги-христиане по обоюдному согласию отказывались от половой жизни - то с самого начала брака, то после 40 лет. И замечательно, что в таком браке, когда супруги-подвижники живут "как брат и сестра", их взаимная любовь отличается особенною силою привязанности, всеобъемлющей верности и взаимного уважения. Так христианство освятило, возвысило и преобразило брачный союз. Но в христианской семье, кроме мужа и жены, еще мыслятся и дети, и родители. И на взаимные отношения тех и других христианство, опять-таки, накладывает свой характерный отпечаток. В каждой доброй семье непременно должна быть единая семейная жизнь. "Наше", общее - всегда должно в ней стоять выше "моего", личного. Недаром все члены семьи носят одну фамилию - общею, дружною жизнию должны они и жить. Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И семья - его первый долг. О тех, кто не заботится о своей семье, ап. Павел говорит кратко, но достаточно вразумительно: "Если кто о своих , и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного..." (1 Тим. 5, 8). Часто бывает в жизни, что родители, направляя детей на тот или иной жизненный путь, поступают наперекор их склонности и сердечному желанию. А иногда бывают вообще несправедливы. И против этого апостол прямо говорит: "Отцы, не раздражайте чад своих, чтобы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Кол. 3, 21 и Еф. 6, 4). Чрезмерная, непосильная требовательность, действительно, повергает детей в уныние. Тем более, несправедливость: для ребенка отец - высший авторитет пойдет против того чувства правды, которое в ребенке гораздо сильнее, чем во взрослом. Получится положение, прямо- таки, безвыходное для детской души... но еще хуже бывает, когда родители чересчур балуют детей, бывают слишком снисходительны к ним и часто оставляют их без присмотра. Отсюда может получиться уже великая нравственная порча ребенка, тем более, что как мы видели, слово Божие прямо повелевает родителям воспитывать и наставлять детей в Законе Господнем... Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. И это естественно, т.к. никто не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать: недаром именно к ней бежит с криком "мама", когда его обидели. И пред матерью - великая задача: воспитать сына (или дочь) - верующего христианина, отзывчивого, трудолюбивого, полезного работника Церкви и государству; воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью. И муж должен ценить этот огромный воспитывающий труд жены. Это - алтарь ее служения своему Господу, работа не менее важная, чем его работа для семьи. И стыд, позор тем матерям,, которые тяготятся воспитанием своих детей и отдают их часто целиком на попечение наемных лиц, забывая о том, что душу ребенка так легко повредить или загрязнить. Да разве кто-нибудь может заменить ребенку родную мать?.. Из книги игумена Филарета "Конспект по Закону Божию"
ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА В РУССКОЙ ЦЕРКВИ
На Руси, как и в Византии, заключение браков начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением выявить, нет ли каких препятствий браку. Это называлось произвести "обыск", а указ именовался "знамением". В 1765 году указом Екатерины II венечные памяти ("знамения") были отменены. В XVII веке заключение браков сопровождалось "зарядом" - договором, предусматривающим выплату денежной компенсации в случае расторжения брака. Петр I в 1702 году запретил писать зарядные записи и предписал совершение обручение не ранее шести недель до венчания. В 1775 году Святейший Синод обнародовал указ о совершении церковного обручения в одно время с венчанием. Исключение делалось для лиц императорской фамилии. В синодальную эпоху в России венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. Это требование, содержащееся в Кормчей, повторяется во многих указах Святейшего Синода. По указу 1775 года, желающий вступить в брак должен объявить об этом своему приходскому священнику. Священник объявлял о предполагаемом браке в храме. Если со стороны прихожан не поступало сообщений о препятствиях к данному браку, то священник вносил в обыскную книгу запись об этом. Внесение этой записи теперь называлось "обыском". Она скреплялась подписью жениха и невесты, их поручителей и священника. Чинопоследование браковенчания совершалось в личном присутствии жениха и невесты, а также их свидетелей, которые подтверждали акт браковенчания своими подписями в метрической книге. Такой порядок установлен в Русской Церкви с 1802 года. Из книги протоиерея Геннадия Нефедова "Таинства и Обряды Православной Церкви"
ИСКАНИЕ БРАКА В БЛИЗКОМ РОДСТВЕ
Церковь даже расторгает те браки, которые заключены в близких запрещенных степенях родства. Родниться в кровном или ближайшем родстве - значит идти против уставов природы. Природа держится и распространяется, как указал ей Творец, смешением разнородных. (Известно даже, что и врожденные болезни, например, золотуха, чахотка, счастливо проходят, если разноплеменные лица соединяются законным браком, например, русский с крещеною инородкою). Если б чаще допускались браки в близком родстве, это повело бы род человеческий к сокращению. Кроме того, от таких браков (где они бывают) рождаются дети то немые, то глухие, то безобразные и глупые. Искание родственного брака ничем не может быть извинено (особенно в одной и той же семье, когда семья велика, и когда жених и невеста садились за один стол: а бывали такие примеры). Разве целого мира мало, чтоб найти себе невесту, кроме двоюродной сестры или троюродной племянницы? (Преступным также супружеством был бы такой брак, когда повенчались бы два лица от других затаенного, но им самим и родителям их известного родства, и самого кровного родства, как родные брат и сестра оба незаконнорожденные или же один от законного брака, а другая незаконнорожденная). Если же искатели родственного брака говорят в оправдание себя: "Это лишь лицо мне нравится, оно пришло по сердцу, а другой невесты не надо", - то, очевидно, брак в таком случае был бы по страсти и, следовательно, не христианский. Собственно с духовной стороны такие браки осуждаются и запрещаются по той причине, что родственные связи сами по себе священны: превращать их в плотскую связь - значит отнимать у них эту святыню, значит - красивое безобразить.
ВОЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ МЕЖДУ СОБОЙ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕЖДЕ ВЕНЦА
"Ревекка лишь только увидела пред собой жениха своего, вземши ризу летнюю облечеся" (закрылась покрывалом) (Быт. 24, 66). Так и у каждого жениха и невесты взаимные отношения должны быть прикрыты целомудренною стыдливостью. До венчания они все же меньше близкие между собой лица, чем, например, брат и сестра. Притом, не бывают ли случаи, что свадебный сговор совсем расстраивается после продолжительного времени, после обменов жениха и невесты подарками и взаимной откровенности? Поэтому до венца, и по существу дела и для благородной формы его, необходима сдержанность как в уединенных прогулках, в пожатиях рук, в свиданиях безвременных (например, в глубокий вечер), в разговорах и в переписке о взаимной преданности, так и в гневе друг на друга, в требовании излишних услуг или в оскорблении родителей с той или другой стороны, т.е. или жениховых, или невестиных. В случае расторжения брачного сговора эта вольность обращения будет новым стыдом. Новым наказанием, особенно невесте. Но и с благополучным завершением брака она будет отзываться неприятным воспоминанием для совести. (Удивляется иной вольный жених, что невеста его, как только он прямо и пристально взглянет на нее, вся краснеет; эту красноту ее он готов назвать забитостью ее в семье. Но эта краснота прекраснейший цвет девства, великое достоинство нареченной его невесты). Вина также жениха и невесты, если они тотчас же после сговора надевают на себя и носят кольца. Допускать это прежде церковного обручения - значит быть виновным в грехе самовольного обручения. Что же до преждевременного сожития желающих венчаться, то такое сожитие "не есть брак и даже не начало брака", но только блудная связь. Даже лучше этим людям совсем разойтись, т.е. лучше им соединиться браком с другими лицами; потому что до законного супружества легко между ними возникнут попреки, холодность и презрение. Но если уже им не с кем более соединиться браком, и если они примут законный брак: все же "венцом (как, между тем, они думают) не прикрывается их грех". Со дня лишь церковного брака законно их сожитие: а за прежнюю связь они должны понести эпитимию, которая полагается 4-летняя, понести или оба, жених и невеста, или один тот, который насилием или обольщением растлил невинное лицо. Но если сожития или связи не было, а только пред самым браком вследствие вольного обхождения допущен грех, в таком случае виновные подлежат однолетней эпитимии (запрещено приступить в Святым Таинам). Наконец, кто падет прежде брака не с самою невестою, а с матерью ее или с другим кровным для нее лицом, тому и брак с этою невестою воспрещается. Нареченные женихи и невесты! Не в последней короткости обхождения должно состоять ваше предварительное ознакомление, и не в том, чтоб вам ни на час не отставать друг от друга, везде выходить и выезжать вместе, нет, не в том! Но чтоб увериться во взаимных добрых качествах и на основании-то взаимной любви и взаимного уважения утвердиться в решимости сочетаться браком. Который из вас будет держаться скромнее и степеннее, тот в глазах другого и заслужит большее уважение. А вам нужно позаботиться не об одной сердечной любви, но и о взаимном уважении; потому что первое без последнего не совсем прочно. Из книги "Нравственное богословие для мирян" (Издание Свято-Успенского Псково- Печерского монастыря, 1994 г.)
НАЧАЛО ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ
ОБРУЧЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ
Богословский смысл священнодействий обручения и венчания и содержание молитвословий.
Обручение
Обручение означает скрепление пред Богом и Церковью взаимных обещаний вступающих в брак. Обручение - это христианская форма естественного брака. В нем Церковью и Богом утверждается "глаголанное у брачующихся слово". Обручению предшествует благословение родителей и духовного отца. Видимым знаком утверждения этого союза в мире, любви и единомыслии является вручение жениху и невесте колец с молитвой священника о Небесном благословении их обручения. В Таинстве брака прикровенно содержатся элементы, свойственные и семейно-патриархальному укладу жизни, как, например, отрешение дочери от родительского очага и передача отцом прав на нее будущему мужу. В древности обручение жениха и невесты совершалось их родителями и родственниками. Соизволение родителей признавалось не менее важным, чем согласие жениха и невесты. А так как христиане, кроме родителей по плоти, имели духовного отца в лице епископа, то вскоре вошло в благочестивый обычай заручиться еще и благословением епископа. 89-е правило Трулльского Собора в толковании Никодима свидетельствует: "Церковь требовала от своих верующих заключать браки только с ее благословения. Это же она требовала относительно обручения". Форма обручального благословения епископа, как доносит ее до нас текст одной из древних литургий, была проста и содержала краткое молитвенное благопожелание: "Благослови, Господи, кольцо это, ... ибо как оно венчает палец человека, ... так и благодать Святого Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое". Это благословение раскрывает суть христианского брака: одухотворение чувственной любви, призывание Божией помощи, укрепляющей к совместному введению в жизнь благих, спасительных устоев нравственности и продолжению этих духовных начал в потомстве. В современной практике священническое благословение при обручении сближается с родительским, принятым в благочестивых семьях, то есть высказывается намерение, чтобы данный брак был совершен о Господе. Жениха-христианина и невесту-христианку сближает не только любовь друг к другу, но и устремление каждого из них ко Христу, которое и дает неложное основание быть браку ради Господа. Когда будущие жених и невеста проникнут во внутреннюю суть своей двуединой любви ко Христу и друг к другу и придут к взаимному согласию создать христианскую семью, то свое решение они откроют родителям. Обыкновенно в этом случае родители жениха спрашивают его, по нраву ли ему невеста и образ поведения ее, и, получив утвердительный ответ, выражают согласие на брак сына. То же делают и родители невесты, спрашивая ее, нравится ли ей жених и согласна ли она выйти за него замуж. На Руси издревле считалось, что честь невесты - это честь рода. Поэтому в старину отец невесты не стразу давал сватам ответ, но обещал подумать о том с женой и родичами. Совершив так называемый "совестливый разговор" с родственниками, отец объявлял согласие на брак дочери. Тем дело не оканчивалось: наступал период усиленных молитв к Богу о даровании мудрости, о благоприятных условиях к соединению "двух в плоть едину, душу едину и Дух животворящий". Молитвы родителей созидают дома чад и "благословение отца утверждает домы детей" (Сир. 3, 9), - свидетельствует опыт Церкви. Без них, как здание без фундамента, ни одна семья в минуты испытаний не устоит в своей неповрежденности и целостности. Но и родители, решаясь на брак детей, не полагаются на свое мнение и, как правило, посылают их за благословением к священнику-духовнику или же к старцу, опытному в знании воли Божией о людях и в рассуждении житейских обстоятельств. Пастырское благословение несет в себе особую жизнеутверждающую силу, окрыляющую молодых и их родителей. Заручившись благословением родителей и духовника- священника, нареченные жених и невеста, посоветовавшись со старшими, назначают день свадьбы. Ради юридического признания до церковного венчания брак должен быть зарегистрирован в гражданской инстанции (ЗАГСе), затем совершается Святое Таинство, в котором новобрачным преподается Божественная благодать, освящающая их союз и сообщая им благословение Божие на совместную жизнь, рождение и воспитание детей. По обычаю в самый день или накануне гражданской регистрации принято служить молебен Господу Иисусу Христу о начале доброго дела. В самый день браковенчания родители, сотворив известные молитвы, совершают благословение своих детей: сына иконой Спасителя, а дочь - иконой Божией Матери.
Начальный момент обручения
В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает, наконец, такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получают благословение Божие, чтобы стать им подражателями жизни церковной. Чистота намерений и искренность их веры побуждает священника скрепить брачный союз благословением Божиим и словами молитв. Для этой цели молодые люди прибывают в храм. По обычаю в храме появляется жених, сопровождаемый шаферами (друзьями жениха) и кем-то из детей, несущим впереди жениха икону Христа Спасителя. Сопровождаемый ими жених входит в храм, где его встречают пением одного из церковных песнопений, приличествующего случаю. Помолившись Богу, жених отходит с середины храма на правую сторону и ожидает приезда невесты. Невеста прибывает в храм чуть позже и, также предшествуемая иконой Божией Матери и сопровождаемая шаферами, совершает поклонение Богу и выслушивает церковное песнопение. Затем невеста отходит на левую сторону храма. Таким образом, жених и невеста встречаются в храме, где их окружают родные, друзья и прихожане. В их лице земная Церковь - общество верующих, собравшихся во имя Христа и со Христом, - готова сотворить совместно с брачующимися общую молитву Господу о благословении их обилием благодатных даров для единства совместной жизни, взаимной верности и претворения в жизнь словесных обещаний брачующихся. Церковь становится свидетельницей обетов жениха и невесты, которые они дают друг другу пред Богом, и благословение священника это слово утверждает, скрепляет святым соединением. Горящие свечи новобрачных изображают духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящие на них. Свет - источник Божией святости. Пламень свечей озаряет начало новой жизни, в которое вступают двое, чтобы стать одним существом, "одной плотью". Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих, напоминая слова Христа: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного" (Мф. 5, 16). С прославления Отца Небесного и начинается собственно чин обручения.
Обручение кольцами.
Вручением колец, принесенных от святого престола, жениху и невесте священник выражает веру Церкви в непрерывность их союза, даруемого им благодатью Божией. Супружеский союз возникает в земных условиях, но несет в себе залог единства и печать нерасторжимости. Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя тем их свободную волю, восприемлющую обет верности, трудовой деятельности, молитвы и благословения. "И десница раб Твоих благословится...", - говорит текст молитвы, читаемой священником после обручения. Таким образом, обручение запечатлевает признание намерений и чувств жениха и невесты, скрепляет данное ими друг другу слово своим благословением и молитвами и убеждает их в необходимости Божественного содействия во всей дальнейшей жизни. Кольца на их руках свидетельствуют, что отныне Господь с ними, чтобы поставить их "укрепленным городом и железным столбом" и напоминать им о "дружестве юности, о любви" и их желании "быть святыней Господа, начатком плодов Его" (Иер. 1, 18; 2, 3). Им сообщается ревность к славным делам, к свидетельству истины, к восприятию щедрот Божиих, ибо всесильно благословение Божие: "Господь бодрствует над словом Своим, чтоб оно скоро исполнилось" (Иер. 1, 12). В этом залог крепости их совместной жизни и ее смысл; в этом тайна сохранения взаимной любви, немеркнущей во времени. Бог посылает Ангела шествовать пред ними и вести их в Царство Небесное. Открыть же для себя это Царство, которое, по слову Христа, "внутрь вас есть" - внутри их совместной любви, - помогают обручившимся молитвы и благословение Церкви, преподаваемые им в чине венчания.
Венчание
Последование венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для жительства по правилам Святой Церкви и для упражнения душ в усвоении науки христианской жизни.
Начало венчания
На середине храма священник поставляет жениха и невесту пред аналоем с Крестом и Евангелием на разостланный на полу кусок белой материи ("подножку") - символ единства и радости нераздельного жительства в супружестве. По окончании слова иерей вопрошает сначала жениха: "Имеешь ли, имя рек, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе жену сию?.." Этот вопрос задается жениху для того, чтобы он понял свою ответственность за создание семьи. Муж есть глава семьи, жена - его помощница. Вводя невесту в дом, в общение жизни, жених, как будущий муж, должен понять, что он не только берет себе жену, но с этого момента должен заботиться о спасении ее души. Эта забота предполагает крепкую любовь к супруге, готовность напоминать себе и ей заповеди Господни и предания святых отцов, подкрепляя дух ее, а впоследствии и детей, Божественными писаниями. А для этого необходимы и воля благая и непринужденная, и крепкая мысль. Имеет ли все это жених? Изострил ли он ум свой проницательностью, возбудил усердие на спасение, на подвиг христианского жительства мужеством, утвердил ли себя верой и надеждой идти впереди супруги и детей во всяком подвиге, готов ли сразиться с мысленными врагами - демонами? Ведь ты берешь себе в дом жену, ты испрашиваешь у Бога дар домостроительства. Готов ли ты относиться к Богу как "служитель Христов и домостроитель таин Божиих"? (1 Кор. 4, 1). Готов ли, принимая жену, не сказать чего-либо вопреки воле Божией, засвидетельствованной в Священном Писании, или оставить угодное Богу? Готов ли ты в угождение Богу и для пользы семьи подать не только благовествование Божие, но и душу свою по сказанному Господом: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 13, 34)? Только такая святая любовь и благое произволение позволяет тебе взять в жену ту, которую здесь пред собой видишь. Мысленно, заранее раздумав над всем этим, жених отвечает: "Имею, честный отче". И снова иерей задает вопрос: "Не обещался ли иной невесте? (Не продолжаешь ли держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз?)" Вопрос предполагает и воспитательное значение для присутствующих, напоминая им, что подобными обещаниями шутить не позволительно. И отвечает жених: "Не обещался, честный отче". Те же вопросы задаются иереем и невесте. От нее также требуется осмысленное и ответственное отношение к избраннику, ведь ей предстоит быть помощницей мужу, взяв на себя обязанности единомыслия и послушания. Невеста понимает, что она принимает на себя попечение о семье и несет одинаковую с мужем ответственность соблюдать в доме во славу Божию все, что установлено с общего одобрения. В лице жены муж имеет деятельную помощницу, содействующую ему в отправлении различных обязанностей по управлению делами семьи и шествием по пути упражнения и поучения в заповедях Господних. В известных случаях, например, в отсутствие мужа , она заступает на равных с ним правах на его место и ведет жизнь семьи, руководствуясь заповедям Божиим и традициями семьи (отеческими преданиями). За все это Бог посылает благодать Свою и обещает хранить место их проживания. Поразмыслив над этим, невеста отвечает священнику: "Имею, честный отче. Не обещалась, честный отче". Вопросы и ответы эти нужны еще и потому, чтобы Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное сожительство супругов и чтобы не могли потом сказать люди, что венчание совершено по принуждению.
Тайносовершительный момент венчания
Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство и делает для всех очевидным благословение Божие - быть данной супружеской чете родоначальниками потомства, преданного уставам Святой Церкви. "Плод чрева на пользу и восприятие благочадия" дает супругам родительская власть, если они благоразумно воспользуются ею. Венцы также служат предуказанием вечного увенчания супругов, о котором сказано в Откровении апостола евангелиста Иоанна Богослова: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2, 10). Возложение венцов и слова священника: "Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)", - запечатлевают Таинство Брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 6).
Историческое формирование чина венчания второбрачных
Рассматривая первый брак, по выражению святителя Григория Богослова, как "закон", а второй как "снисхождение" к человеческой немощи, церковь позже внесла некоторые различия в чинопоследования для первого и второго брака. Последние венчались по более короткому чину. Обычный чин венчания второбрачных был выработан к XVI веку. Третий брак дозволялся в древнерусской церковной практике только "по нужде" и совершался по чину второбрачных. Из книги протоиерея Геннадия Нефедова "Таинства и обряды Православной Церкви"
Непощение до венца и неблагоговение во время самого венчания
Таинство брака принимается всего раз в жизни (как в большинстве супружеств). Отсюда прекрасный обычай приступать к нему не иначе, как "натощак"; и действительно, грех не поститься в день свадьбы. Постится же из возрастных, желающий креститься, хоть и в первый раз еще слышит урок о христианском посте; тем более не пьют и не едят причастники здоровые и больные, а также, по возможности, и исповедники. Пощение перед свадьбою будет соответствовать духу усиленной молитвы, который выражается во всем последовании венчания. Притом, пить из чаши благословенное вино за венчанием не лучше ли не пившим и не едшим? Если же не постятся до конца потому, что венчание бывает позднее, ночью; то Церковь, снисходя к слабости сил жениха и невесты или к непривычке их поститься, снисходя разрешением им малой пищи, строго, одднако, осуждает самую безвременность венчания ночью. Приличным и законным временем для брака она полагает часы тотчас после обедни, когда и легко могут попоститься каждый жених и каждая невеста. Известно, что браки православных христиан из уважения к посту не совершаются никогда в постные дни (кроме особенной надобности в неделю мясопустную). Но кто не показывает внимания и благоговения к браку уже в самой церкви, т.е. и в непродолжительные минуты венчания; кто не старается расслушать молитв, которых так много читает священник, и которые столь торжественны, небрежно стоит пред аналоем, не представляет себе в духе веры того, как сходит на него благодать Таинства: тот забыл, что Церковь во время брака ни о ком больше не молится, как о двух лицах: женихе и невесте (раз всего только произносится молитва "за воспитавшия родители"). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты во время венца показывают, что они как бы не нуждаются в церковном венчании или готовы заочно обвенчаться (по обычаю западных). И не готовились-то они по-христиански к браку и бессознательно венчаются! Между тем, этот один час имеет влияние на целую их жизнь. Они должны бы молиться, чтоб Сам Господь Бог был тут с ними, закрепил их клятвы. Будут ли они после этого глубоко уважать религиозные обязанности в браке: верность супружескую и нерасторгаемость?